Порядок получения денежных средств с банковской карты

На кассира бюджетного учреждения казначейством открыта именная банковская корпоративная карта. Необходимо ли приходовать в кассу учреждения денежные средства, полученные кассиром по данной карте для выдачи подотчетным лицам? Какие при этом следует оформить бухгалтерские документы и сформировать проводки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Денежные средства, полученные кассиром по именной корпоративной карте для последующей выдачи подотчетным лицам, следует оприходовать в кассу учреждения в установленном порядке с оформлением Приходного кассового ордера (форма 0310001), выдача денежных средств сотрудникам под отчет производится в соответствии с общими требованиями ведения кассовых операций.

Обоснование вывода:
Порядок осуществления операций по обеспечению организаций госсектора денежными средствами с использованием банковских карт установлен Правилами, утвержденными приказом Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н (далее – Правила), в целях реализации полномочий, предусмотренных ст. 241.1 БК РФ.
В настоящее время банковские карты, оформляемые через казначейские органы, могут использоваться:
– для расчетов с подотчетными лицами, осуществляющими в интересах госучреждения хозяйственные и иные аналогичные расходы;
– в целях обеспечения денежными средствами сотрудников, направляемых в командировки;
– для получения кассиром наличных денежных средств. Использование таких средств осуществляется в общеустановленном порядке, в том числе для выдачи подотчетным лицам, не имеющим корпоративных карт.
В соответствии с требованиями Правил в целях перечисления денежных средств на банковские карты сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению операций с использованием карт, госучреждение оформляет Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531243), и представляет ее в орган казначейства. На основании этой Заявки денежные средства перечисляются на специальный банковский счет казначейства (N 40116), открытый в соответствующей кредитной организации.
Информацию по движению средств на картах сотрудников госучреждение получает из Сведений об операциях, совершаемых с использованием карт (код формы по КФД 0531246). Данные сведения оформляются на основании информации, предоставляемой кредитной организацией, и включают в себя данные по:
– первоначальному зачислению сумм на карты;
– списанию средств с карт в связи со снятием наличных или безналичными операциями;
– возврату остатков средств на карты.
Отметим, что в случае снятия кассиром наличных в банкомате для последующей их выдачи сотрудникам учреждения кассир выступает не в качестве подотчетного лица. Он лишь уполномочен (как держатель карты) получать наличные в кассу, как если бы он получал их в банке. Соответственно, оприходовав в кассу в установленном порядке с оформлением Приходного кассового ордера (форма 0310001) полученные с использованием банковской карты наличные денежные средства, кассир выдает их сотрудникам в соответствии с требованиями ведения кассовых операций.
В соответствии с п. 230 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н), во всех случаях движения наличных денежных средств (получения, внесения) между лицевыми счетами, открытыми в органе Федерального казначейства (финансовом органе), и кассой, независимо от того, совершается движение денежных средств между лицевым счетом и кассой учреждения в один операционный день или в разные, учреждению следует отражать в учете такие операции с использованием счета 210 03 “Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам”.
Порядок отражения в учете операций по поступлению в кассу бюджетного учреждения наличных денежных средств, полученных с использованием банковской карты, регламентирован положениями абзаца 15 п. 84 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее – Инструкция N 174н).
Согласно положениям п.п. 365 и 367 Инструкции N 157н забалансовые счета 17 “Поступления денежных средств на счета учреждения” и 18 “Выбытия денежных средств со счетов учреждения” открываются к соответствующим группировочным счетам счета 201 00 “Денежные средства учреждения”, предназначенным для учета операций по движению денежных средств учреждения, а также к счету 210 03 “Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам”.
Соответственно, увеличение или уменьшение на забалансовых счетах 17 и 18 отражается одновременно с отражением соответствующих операций по счетам 201 00 и 210 03.
Требование о ведении аналитического учета по забалансовым счетам 17 и 18 в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по видам выплат средств бюджета и видам поступлений установлено п.п. 366 и 368 Инструкции N 157н и п.п. 42-44 Инструкции N 33н.
С учетом положений Инструкций NN 157н и 174н рассматриваемая ситуация может быть отражена в учете бюджетного учреждения с применением следующих бухгалтерских записей:
1. Дебет 0 210 03 560 (забалансовый счет 17 (КОСГУ 510)) Кредит 0 201 11 610 (забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ))
– на основании Заявки (форма 0531243), представленной учреждением, денежные средства списаны с лицевого счета в целях зачисления на банковскую карту, выданную кассиру;
2. Дебет 0 201 34 510 (забалансовый счет 17 (КОСГУ 510)) Кредит 0 210 03 660 (забалансовый счет 18 (код 610 КОСГУ))
– денежные средства получены кассиром с использованием банковской карты и оприходованы в кассу (на основании Приходного кассового ордера (форма 0310001), Сведений (форма 0531246) и чека банкомата, полученного при снятии наличных);
3. Дебет 0 208 00 560 Кредит 0 201 34 610 (забалансовый счет 18 (соответствующий расходный код КОСГУ))
– на основании Расходного кассового ордера (форма 0310002) отражена выдача денежных средств из кассы учреждения подотчетным лицам.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Порядок осуществления расчетов с использованием банковских карт, оформляемых госучреждением через орган казначейства;
– Энциклопедия решений. Обеспечение госучреждения наличными деньгами с использованием банковских карт;
– Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций;
– Энциклопедия решений. Выдача наличных денег под отчет и на иные цели.
– Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03;
– Энциклопедия решений. Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обеспечение наличными денежными средствами с использованием банковских карт

“Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2009, N 12

В целях совершенствования обеспечения Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами и применения современных банковских технологий для выплаты заработной платы (денежного содержания, командировочных расходов) работникам организаций Минфином был издан Приказ N 49н , разрешающий в порядке эксперимента использование банковских карт на территории Краснодарского края. Читателям журнала будет небезынтересно узнать, что ждет бюджетные организации в будущем при условии получения положительных результатов от проведения эксперимента.

Приказ Минфина России от 04.06.2009 N 49н “Об утверждении Порядка проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт”.

Несколько слов о банковской карте и ее преимуществах

Чтобы понять, какие преимущества дает использование банковских карт при расчетах, вспомним, как происходит получение наличных денежных средств в настоящее время. В соответствии с Правилами обеспечения наличными деньгами получателей бюджетных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 03.09.2008 N 89н, бюджетное учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания заявку по форме, утвержденной Приказом Федерального казначейства N 8н , не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег. Заявка оформляется бюджетным учреждением отдельно по каждому виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги:

  • средства бюджета;
  • средства от приносящей доход деятельности;
  • средства дополнительного бюджетного финансирования;
  • средства для осуществления оперативно-разыскных мероприятий;
  • средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств.

Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н “О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов”.

На каждую заявку отдельно получателем средств бюджета оформляется денежный чек, который должен быть представлен им вместе с заявкой в ОФК. После проведения всех предусмотренных контрольных процедур на основании заявки ОФК осуществляет перечисление средств с соответствующих счетов на счета, открытые ОФК на счете 40116 в учреждении банка, в которое бюджетное учреждение представляет оформленный в установленном порядке чек, на основании которого банк выдает ему наличные деньги. При таком установленном порядке от подачи заявки на получение наличных денежных средств до получения их в учреждениях банка проходит минимум три рабочих дня.

Какие преимущества дает расчетная банковская карта? Ну, во-первых, существенные преимущества видны из ее определения, приведенного в Положении ЦБ РФ N 266-П . Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией – эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией – эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).

Положение ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П “Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт”.

Среди преимуществ платежных банковских карт можно выделить следующие:

  • снижение бумажного документооборота;
  • уменьшение рисков, связанных с получением и выдачей наличных денег;
  • отсутствие комиссии за снятие наличных денежных средств;
  • ускорение операций по снятию наличности (происходит в день совершения операции).

Особенно удобны банковские карты при расчетах с подотчетными лицами, ведь нередко возникают такие ситуации, когда сотрудника необходимо командировать в срочном порядке и времени на снятие наличности практически нет. В этом случае выручает банковская карта, снятие наличности по которой происходит в тот же день, когда возникает в ней необходимость.

Рассмотрим, какой порядок разработан по обеспечению наличными денежными средствами с использованием расчетных банковских карт в Краснодарском крае.

Порядок обеспечения наличными деньгами с помощью банковских карт

В соответствии с п. 2.1 Порядка для получения банковских карт бюджетное учреждение (клиент) представляет в ОФК Заявление (ф. 0531842). Если клиент имеет несколько обособленных подразделений без права ведения бухгалтерского учета, то он вправе получить и на них необходимое количество карт. В этом случае клиент оформляет отдельное заявление для получения банковских карт на каждое подразделение.

Порядок проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт, утв. Приказом Минфина России от 04.06.2009 N 49н.

Далее на представленном клиентом заявлении ОФК делает отметку о согласии на получение карт, после чего оно направляется в банк, в котором данному органу Федерального казначейства открыт счет 40116 для обеспечения клиентов наличными денежными средствами с использованием карт. На основании заявления банк изготавливает необходимое количество банковских карт. В день доставки в соответствующее подразделение банка изготовленных карт и конвертов, содержащих Пин-коды к ним, банк уведомляет ОФК о готовности выдать карты. Уполномоченные работники органа Федерального казначейства получают в банке изготовленные карты (п. 2.2 Порядка).

Согласно п. 2.3 Порядка полученные банковские карты подлежат учету и регистрации органом Федерального казначейства в Журнале регистрации карт (ф. 0531843), который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью ОФК и заверен подписями руководителя и главного бухгалтера. Далее банковские карты в необходимом количестве выдаются уполномоченному лицу клиента вместе с конвертом, содержащим пин-коды, под расписку в журнале регистрации карт.

Внимание! ОФК и бюджетные учреждения учитывают банковские карты в порядке, установленном п. 263 Инструкции N 148н , как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 “Бланки строгой отчетности” в условной оценке 1 руб. за 1 карту. Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

В соответствии с п. 2.6 Порядка для получения наличных денежных средств ОФК принимают от клиентов заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на каждую карту. Заявка должна содержать реквизиты карты (номер карты), номер лицевого счета получателя средств федерального бюджета, коды бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денежных средств, и суммы наличных денежных средств. В заявке с номером лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении коды бюджетной классификации РФ не указываются.

Далее ОФК согласно п. 2.8 Порядка обобщает представленные клиентами заявки и на их основании оформляет в необходимом количестве экземпляров платежные поручения на перечисление денежных средств с соответствующих счетов (40105, 40503, 40302), открытых управлению Федерального казначейства в учреждении ЦБ РФ, на счет 40116 по операциям с наличными денежными средствами и передает платежные поручения в банк. Не позднее дня, следующего за днем получения выписки с соответствующих счетов (40105, 40503, 40302) из подразделения ЦБ РФ, на основании приложенных к ней платежных поручений с отметкой банка ОФК формирует и направляет в электронном виде в банк Расшифровку (ф. 0531845) суммы средств, перечисленных на счет 40116 органа Федерального казначейства по картам.

После подтверждения банком проведения операции по списанию средств соответственно со счетов 40105, 40302, 40503 на счет 40116 на основании представленных заявок кассовые выплаты отражаются на лицевых счетах клиента. Первый экземпляр исполненной заявки, оформленной подписями клиента, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета клиента и подшивается в документах операционного дня органа Федерального казначейства по счетам 40105, 40302, 40503 соответственно. Второй экземпляр заявки с отметкой ОФК передается клиенту вместе с выпиской из его лицевого счета (п. 2.9 Порядка).

В силу п. 2.11 Порядка получение наличных денежных средств осуществляется через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств банка в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ N 318-П в пределах учитываемого банком остатка денежных средств на карте в соответствии с условиями договора, не предусматривающего условия о предоставлении банком ОФК кредита при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт). Важным аспектом является то, что в соответствии с Приказом N 49н снятие наличных денежных средств по банковской карте для бюджетных учреждений осуществляется без банковской комиссии.

Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 N 318-П “О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации”.

В случае полного или частичного неиспользования клиентом перечисленных на карты средств в течение 20 календарных дней со дня перечисления, не считая дня перечисления, клиент представляет в ОФК Расшифровку (ф. 0531846) сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, подписанную руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителями лицами), на возврат невостребованной суммы со счета 40116 на соответствующие счета (40105, 40302, 40503 – в зависимости от ранее представленной клиентом заявки).

Орган Федерального казначейства на основании расшифровки оформляет платежное поручение на перечисление невостребованной суммы со счета 40116 на счета 40105, 40302, 40503 и передает платежное поручение в банк.

Платежное поручение, оформленное ОФК на основании расшифровки, является основанием для отражения списания средств со счета 40116, а также операции по восстановлению кассовой выплаты на счетах 40105, 40302, 40503. Данные операции на основании расшифровки и платежного поручения с отметкой подразделения ЦБ РФ об исполнении операции отражаются на соответствующем лицевом счете клиента (п. 2.10 Порядка).

Каков порядок внесения бюджетным учреждением наличных денежных средств?

В соответствии с п. 3.2 Порядка внесение наличных денежных средств осуществляется уполномоченными работниками клиента с использованием карты через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств в размере неиспользованных наличных денежных средств в соответствии с условиями заключенного договора. Клиент вправе без взимания комиссии за внесение наличных денежных средств осуществлять внесение наличных денежных средств с использованием карты через банк (филиал), банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств банка, выдавшего карты.

При внесении денежных средств через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств клиент не позднее следующего рабочего дня после внесения средств представляет в ОФК расшифровку суммы внесенных средств, в которой в обязательном порядке указываются номер карты, номер лицевого счета получателя средств и коды бюджетной классификации РФ, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете получателя средств.

Перечисление внесенных уполномоченным работником клиента в течение дня через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств со счета 40116 на счет 40105 осуществляется банком в соответствии с документом или совокупностью документов в электронной форме, сформированных за определенный период времени при совершении операций с использованием банкомата и (или) электронного терминала, – электронным журналом транзакций не позднее дня зачисления внесенных наличных денежных средств на счет, к которому открыта карта.

Средства, поступившие на счет 40105 со счета 40116, учитываются органом Федерального казначейства как невыясненные поступления до представления клиентом расшифровки.

ОФК не позднее рабочего дня, следующего за рабочим днем представления расшифровки, но не ранее дня получения выписки подразделения ЦБ РФ по счету 40105 оформляет платежные поручения на перечисление со счета 40105 денежных средств, подлежащих перечислению с данного счета, на счет 40302 и/или счет 40503 и передает в установленном порядке платежные поручения в подразделение ЦБ РФ.

Указанные платежные поручения с отметкой подразделения ЦБ РФ являются основанием для отражения операций соответственно по списанию средств со счета 40105 и зачислению на счет 40302 и счет 40503, а также на соответствующих лицевых счетах клиента (п. 3.3 Порядка).

Допускается ли в течение года наличие средств на счете 40116?

В соответствии с п. 3.4 Порядка на счете 40116 допускается наличие остатков в течение года (не полученные клиентами суммы в течение 20 календарных дней, а также ошибочно зачисленные, подлежащие возврату суммы).

Наличие неиспользованных остатков средств на счете ОФК 40116 по состоянию на 1 января очередного финансового года не допускается.

Случаи возврата банковских карт

Согласно п. 2.4 Порядка клиент вправе возвратить в ОФК карты для последующего их возврата в банк по заявлению в произвольной форме, в котором указываются причина возврата, реквизиты карты (номер карты), подлежащей возврату, в случае:

  • закрытия лицевых счетов, открытых клиенту в ОФК;
  • изменения наименования клиента;
  • повреждения карты;
  • истечения срока действия карты;
  • утраты Пин-кода;
  • смены уполномоченного работника клиента;
  • закрытия или изменения номера счета, открытого ОФК в банке;
  • требования органа Федерального казначейства;
  • в иных случаях, предусмотренных внутрибанковскими правилами.

После проверки реквизитов карт (номера карты), предъявленных для возврата, на их соответствие реквизитам карт (номерам карт), ранее выданных данному клиенту, указанным в журнале регистрации карт, уполномоченный работник органа Федерального казначейства отражает дату возврата клиентом карт в журнале регистрации карт.

Не позднее рабочего дня, следующего за рабочим днем возврата клиентом карт в ОФК, уполномоченный работник органа Федерального казначейства возвращает карты в банк и указывает дату возврата карт в банк в журнале регистрации карт.

В случае утери Пин-кода и/или карты клиент обязан незамедлительно сообщить в банк о факте утери Пин-кода и/или карты и необходимости блокировки операций по данной карте, а также не позднее первого рабочего дня, следующего за днем выявления утраты карты, сообщить об этом в орган Федерального казначейства (п. 2.5 Порядка).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: